swot

SWOT-анализ – универсальный метод стратегического планирования, применимый к любой самоорганизующейся системе. Объектом SWOT-анализа может выступать страна, город, тенденция, отрасль, организация, сообщество и даже отдельная персона. Ввиду специфики деятельности маркетингового агентства Borsh, объектами нашего анализа чаще всего становятся коммерческие предприятия клиентов.

 Целью SWOT-анализа является оценка текущего состояния предприятия и выявление всех факторов, так или иначе влияющих на него. Первые буквы названий этих факторов образуют аббревиатуру SWOT.

 

Внутренние факторы

К внутренним факторам относятся процессы и явления, на которые влияет объект анализа:

Strengths (сильные стороны)                            Weaknesses (слабые стороны)

Примеры внутренних факторов:

  • Соотношение цены и качества товара/услуги
  • Уникальность предложения
  • Конкурентные преимущества
  • Применяемые технологии
  • Механизмы получения ответного действия от потребителя
  • Текущая рекламная активность
  • Задействованные каналы продвижения товара/услуги
  • Уровень подготовки и мотивации кадров
  • Постпродажное обслуживание или возможность повторной продажи

На основании анализа внутренних факторов принимаются меры по усилению преимуществ и устранению недостатков, влияющих на достижение стратегической цели предприятия.

Например: Продажи происходят в основном при личных встречах. Значит надо делать больше встреч – это усиление преимуществ и обучать продавать по телефону или исключать телефонные продажи вообще это – устранение недостатков.

Внешние факторы

К внешним факторам относятся процессы и явления, неподконтрольные объекту анализа, но влияющие на него:

Opportunities (возможности)                                      Threats (угрозы)

Примеры внешних факторов:

  • Конкурентная активность
  • Востребованность предложения на рынке
  • Известность отрасли и ценности товара/услуги потребителю
  • Действующие в отрасли тренды
  • Прогнозируемые тенденции
  • Финансовые возможности Целевой Аудитории
  • Доступные внешние ресурсы (сырьё, кадры, инвестиции)
  • Развитие технологий в отрасли

Верная оценка внешних факторов, влияющих на объект анализа, позволяет получить дополнительные возможности развития и компенсировать угрозы, препятствующие достижению стратегических целей предприятия.

 

Например: В России сейчас набирает силу тренд – Любить произведенное в нашей стране. Всё Русское. Пользуйтесь им. Названия типа Carlo pozolini  — больше не в моде.

Наши фишки

 

Особенности отечественного бизнеса, его традиции, менталитет и уникальные схемы взаимодействия государства и деловой среды в России, делают необходимым внедрение в традиционную модель SWOT-анализа ряда оригинальных параметров оценки.

Наш практический опыт показал, что разработка вменяемой маркетинговой стратегии на российском рынке крайне рискованна без учёта следующих факторов:

  • Геополитические и мировые тренды, относящиеся, в первую очередь, к международному имиджу России, могут иметь, как положительные, так и отрицательные стороны. Например, политические процессы, повлекшие проблемы компаний, ориентированных на внешний рынок, одновременно стимулировали развитие рынка внутреннего и вызвали укрепление лояльности к отечественному производителю.
  • Налогово-бюджетная политика России в деловой среде обладает способностью разрушить самую продуманную стратегию развития бизнеса. Анализ отечественной налоговой системы позволяет не только спрогнозировать её эволюции, но и воспользоваться неочевидными схемами, которые, судя по всему, изначально закладываются авторами в каждый новый фискальный закон.
  • Анализ финансового сектора экономики и прогноз изменений в кредитно-денежной системе страны особенно актуален для России. Причём не только в банковской и финансовой сферах. Невнимание к данному фактору уже привело к разорению тысяч отечественных предприятий всех масштабов. Особенно в сферах малого и среднего бизнеса, не имеющего мощного кредитного плеча. Вспомните про долларовые кредиты которые теперь невозможно погасить.
  • Оценка развития бизнеса в целом и технологий в смежных отраслях. Несмотря на то, что в рамках SWOT-анализа принято рассматривать конкретную отрасль, мы изучаем альтернативные способы решения проблемы, закрываемой товаром/услугой. Часто такие решения находятся в иных отраслях, что оказывает прямое влияние на развитие бизнеса, вплоть до решения о смене отрасли.

Вы заметили что в упаковке хлеба используют нарезанною проволку?

  • Прогноз изменения предпочтений Целевой Аудитории напрямую связан с востребованностью товара/услуги на рынке, но не ограничивается текущим спросом. По результатам анализа данного фактора нами нередко создаётся оригинальная упаковка бизнеса с прицелом на будущие тренды и аудиторию, которой предстоит сформироваться в ближайшем будущем.
  • Оценка цикла жизни товара/услуги позволяет вовремя переориентировать предложение в соответствии с тенденциями рынка. Часто поставщики товаров и услуг игнорируют этот параметр и продолжают тратить ресурсы на продвижение фактически устаревшего “мёртвого” предложения, цикл жизни которого завершается задолго до того, как это становится очевидным.
  • Анализ технической части проекта позволяет спрогнозировать нагрузки на сервер и заранее заложить в проект возможность увеличения мощностей. Это значительно дешевле и эффективнее переезда проекта на новую площадку в соответствии с возросшей проходимостью, расширением ассортимента каталога или необходимостью интеграции с новыми платёжными системами.

Результаты SWOT-анализа становятся отправной точкой принятия ключевых решений по развитию бизнеса и основой создания эффективной маркетинговой стратегии, как в оперативных мероприятиях, так и в перспективе долгосрочного планирования.

Благодарю за внимание

Николай Виноградов

Маркетолог-копирайтер Borsh

comments powered by HyperComments